
2022 год прекрасно иллюстрирует, как фундаментальное событие разворачивает фондовый рынок, опрокидывая самый, казалось бы, выверенный технический анализ.
Первое событие все знают и помнят, забыть не могут, даже тот, кто ни разу в жизни не купил ни одной акции.
(Любопытно, а есть такие, кто акции покупал, но ни разу в жизни ни одной не продал? Это ведь крутая стратегия!)
Второе событие – приобретение Twitter Илоном Маском.
I.
В начале февраля 2022 г. технические индикаторы обещали рост S&P 4% после зимней коррекции. Аналитики подтверждали, что движение вверх скорей всего возобновится в апреле, с отчётами компаний за 1 квартал.
Но вместо роста 4% индексы рухнули на 22%. Динамика NASDAQ практически совпала с динамикой S&P500, хотя обычно они не настолько конгруэнтны.
Начало военной операции на Украине опрокинуло все планы.
К росту, но совсем с других, гораздо более низких позиций, американский рынок вернётся только через год, а довоенных значений достигнет почти через два, в конце 2023 г. Куда раньше выяснится, что какие-то аналитики прочли графики иначе, не так, как большинство, и грядущий провал был для них очевиден… Ну, это понятно: Нассим Талеб тоже восемь лет подряд терял деньги, прежде чем дождался ипотечного кризиса-2008 и написал бестселлер «Чёрный лебедь».
Обладатели логичного, прямого мышления должны недоумевать: для США конфликт на Украине вроде бы выгоден – откуда же обвал именно американских фондов?
Ответ в поведении акции, которой впоследствии суждено было преодолеть земное притяжение.
Если, например, Apple после февраля 2022 г. терял те же 20%, что индекс S&P, то Nvidia обрушилась, унося капиталы.
Ещё зимой 2021-2022 она штурмовала триллион. Все видели сигналы индикаторов, слушали аналитиков, покупали Nvidia перед Новым годом – и потом спасались из неё, кто сбивая стоп-лоссы, кто на истерике, а кто-то и через маржин-колл.
Летом 2022 г. капитализация Nvidia упала до 300 миллиардов.
Хотя как бои в Мариуполе влияют на её экономическую модель? Как-нибудь да влияют, наверное, но не в три раза, не так, чтобы спустить в загадочную дыру семьсот ярдов стоимости, что равняется десяти Сбербанкам.
Неведомая Алиса в сговоре в Белым Кроликом спрятала в загодочной дыре эти растаявшие сокровища. Помните, как она откусывала от волшебного пирожка, то уменьшаясь, то увеличиваясь в размерах? Никакой экономикой не объяснить спуск от триллиона до трёхсот миллиардов, с последующим волшебным ростом от трёхсот миллиардов до трёх триллионов.
Инвестор, купивший Nvidia накануне военной операции, или в том же мире, но без военной операции, заработал бы 200% за два года – что очень много!
И таких инвесторов при нормальном, поступательном развитии, с волатильностью в рамках разумного, было бы немало.
Инвестор же, купивший Nvidia после военной операции, когда прочие зажмурились от ужаса или валялись в депрессии, заработал 900% за два года!!!
И в одной лодке с ним – единицы.

II.
Второй сюжет развивался параллельно, похожим образом, однако смысл в нём другой.
Илон Маск сделал предложение о покупке Twitter 14 апреля 2022 г. Цена Tesla тогда превышала 1000 долларов за акцию, что соответствовало капитализации 1,1 триллиона.
Предложение назвали попыткой враждебного поглощения.
За пару лет до того Twitter умудрился заблокировать аккаунт действующего президента. Республиканцы проигрывали весь пиар. Единственный заметный игрок СМИ, который не топтал Трампа, Fox News, удостоился сам быть растоптанным с помощью сериала «Наследники»: шоураннеры очень талантливо вложили в душу зрителям, что только вот такие уродцы способны поддерживать республиканскую администрацию, сезон за сезоном объясняя, до чего же это неприлично и нерукопожатно (и сезон за сезоном получая премию «Эмми» в качестве лучшего сериала года).
Разумеется, покупка Twitter осознавалась захватом чужой крепости.
В следующем месяце Tesla потеряла 30% капитализации.
Летом Илон Маск то отказывался от покупки, то лавировал, вёл переговоры… В августе провёл сплитование акций 3:1. Считается, что эта мера подстёгивает торговлю.
Twitter был окончательно приобретён 26 октября. На момент захвата крепости капитализация Tesla кое-как удерживалась на уровне 740 миллиардов.
В следующем месяце Tesla потеряла ещё 26%, до конца ноября похудев на 200 миллиардов.
Открытая смена политической ориентации стоила половины. Апрельский триллион с лишним превратился в ноябрьские пятьсот пятьдесят миллиардов.
И наконец, за декабрь, вместо новогоднего ралли, Tesla провалилась ещё на 35%.
В первый торговый день 2023 г. капитализация составила 360 миллиардов.
Мы наблюдали выход из клуба – ради создания нового клуба. И лишь теперь, задним умом, способны оценить грандиозность рискованной партии.
Которая не доиграна.