
До ипотечного кризиса 2008 г. в экономике США, а значит и всемирной, доминировало восточное побережье: проще говоря Уолл-стрит, а конкретнее – пятёрка инвестиционных супербанков, которые могли позволить себе всё. Это обозначалось фразой «Too big to fail», её сейчас подзабыли, а тогда учитывали как условия игры.
В 2008 г. случилась экономическая революция. Чтобы отнять власть у республиканцев, клану демократов пришлось смести прежнее устройство. Из пяти хозяев планеты, олимпийских богов Уолл-стрит, выжили два, да и то сменили имидж, юридически перестав быть банками инвестиционными. Трейдеры, которые не прыгали из окон и не ложились на рельсы нью-йоркского метрополитена, болели за новых и дерзких. Мы носили футболки с лозунгом In Goog We Trust и ценой 666, с тех пор многократно превзойдённой и сплитанутой, чтоб не выделяться.
Новые и дерзкие Google, Facebook, Amazon, под идеологическим руководством Microsoft Билла Гейтса, сместили с трона надоевших всем голдманитов (после чего сын СЕО Goldman Sachs пошёл снимать «Game of Thrones»), но, как свойственно победившим революционерам, сделали выводы. Неприлично скоро свежий ветер перемен обернулся олигархией более высокого грейда, и гайки теперь закручивались нежно, незаметно, зато очень крепко.
Уже через десять лет новая первая пятёрка скупала всё, что дышит, иногда просто чтобы оно перестало дышать. Так, например, Microsoft купил созданный в Эстонии мессенджер Skype, вы его ещё помните, но забудете. Отсутствие банковского статуса вдруг оказалось удобным, деньги использовались не как регулируемые и контролируемые инвестиционные активы, а как избыточная ликвидность предприятия, которое по сути деятельности не банк. Новые дерзкие, заняв вершину, понимали, за счёт чего они её заняли, и не собирались повторять ошибок прежней первой пятёрки – кому-то ещё что-то говорят имена трупов: Lehman Brothers, Bear Stearns? Следующие новые дерзкие не должны вообще приближаться к вершине, пусть продают себя раньше.
Это примерно как Иосиф Джугашвили, сбежав из царской ссылки, осознал, что придя к власти, надо построить такую систему лагерей, из которой новый Сталин не сбежит ни при каких обстоятельствах.
Если некая организация отвечает на все вопросы человечества, функционируя как главный источник знания, следит за вами с небес, фотографируя каждый метр земной поверхности, и общаются люди между собой через устройства той же организации, – чего вам нужно, какого дополнительного тоталитаризма?!
Джугашвили переназвался в Сталина, Google в Alphabet, Facebook в Meta. Я обязан упомянуть, что деятельность Meta запрещена в Российской Федерации, вот только на капитализацию это почему-то не влияет.
Источник власти над миром переместился на западное побережье.
Apple, Google, Facebook, Broadcom держат штаб-квартиры в Калифорнии.
Microsoft и Amazon — в штате Вашингтон, и это не там, где город Вашингтон, а на берегу Тихого океана, где Сиэтл.
Но Tesla — в Остине, штат Техас.
Само местоположение кричит.