
Когда коронавирус ещё правил миром, но главные на Земле выборы уже прошли, Трамп с его идеями был устранён, как казалось – навсегда, в московских магазинах требовали надеть масочку, а в Германии и Австрии штрафовали за её неправильное положение на лице, именно тогда Илон Маск попробовал своевольно открыть завод Tesla в Калифорнии раньше отмашки.
И нарвался на суровую отповедь Билла Гейтса, который посоветовал Маску «не заходить за пределы своей компетенции».
Чтобы персоны из первой десятки богатейших представителей человечества столь явно обозначили противостояние – не с регулирующими органами, не с чужим государством, а друг с другом – ну, это редкость. Огромный айсберг, таящийся под водой и угрожающий всем нам, маленьким, вдруг на секунду показался сияющим боком.
Тут следует вспомнить, что капитализация Microsoft:
в конце 2019 г., накануне объявления пандемии, составляла около триллиона долларов,
летом 2020 г., на пике ограничений, страха и самоизоляции, выросла до полутора триллионов,
в конце 2021 г. добралась до двух с половиной триллионов.
Понятно раздражение Билла Гейтса дерзостью Илона Маска, пытающегося протащить какую-то иную экономику, мешающую отработанному процессу.
Для сравнения, капитализация Boeing:
в конце 2019 г. достигала 245 миллиардов,
летом 2020 г. упала до 115 миллиардов,
к концу 2021 г. восстановилась до 150 миллиардов.
Это до всех аварий.
Но, допустим, у Boeing уже тогда имелись скрытые проблемы. Возьмём крупнейшую нефтяную компанию Exxon Mobile:
конец 2019 г. – около 300 миллиардов,
лето 2020 г. – падение до 170 миллиардов,
конец 2021 г. – восстановление до 260 миллиардов.
Может быть, банки заработали на пандемии? Посмотрим на JP Morgan:
конец 2019 г. – около 390 миллиардов,
лето 2020 г. – падение до 260 миллиардов,
конец 2021 г. – около 410 миллиардов.
Рост JP Morgan за два года на 5% практически соответствует среднемировому годовому росту ВВП 2,5%. А это самый надёжный банк США. Ряд мелких банков за эти же два года ушли в глубокий убыток, некоторые обанкротились.
Хитрец Уоррен Баффет, инвестор №1 последнего полувека, конечно, заработал.
Капитализация Berkshire Hathaway:
в конце 2019 г. была около 490 миллиардов,
летом 2020 г. удержалась на 400 миллиардов,
в конце 2021 г. поднялась на 570 миллиардов.
Уоррен Баффет обеспечил рост компании на солидные 16% за два непростых года, и всё же это несравнимо с показателями Microsoft.
Но вернёмся к раздражению Билла Гейтса в адрес Илона Маска. У него, безусловно, была ещё одна причина, не позволившая мудро смолчать и в грозном безмолвии перейти к коварным планам.
Вот она.
Капитализация Tesla под управлением Маска:
в конце 2019 г. ожидала старта на отметке 90 миллиардов,
летом 2020 г. прогулялась от 230 миллиардов в июне до 500 миллиардов в августе,
к концу 2021 г. достигла и перевалила за триллион.
Можно спросить: как же это Tesla так взлетела, опередив по темпам роста бенефициаров коронавируса, если Илон Маск в противоположном лагере? Не вписывается в картину, не настолько всё рукотворно…
Однако на тот момент Илон Маск ещё не купил Twitter и не вписал себя в противоположный лагерь. Tesla вступала в клуб 1Т+, её туда не то что пускали, а вводили под ручки.
В XXI веке, вплоть до лета 2020 г., самой успешной и соответственно самой дорогой автомобильной компанией была японская Toyota, чья капитализация уверенно держалась выше 200 миллиардов. Американский же автопром служил постоянным поводом для печали, зримым воплощением которой являлся город Детройт. Из трёх великих компаний США – Ford, General Motors и Chrysler – две не пережили кризис 2008 г. На плаву тогда удержался только Ford, а General Motors обанкротился и ушёл с биржи (вернулся спустя несколько лет с помощью государства), Chrysler вовсе перестал существовать как отдельный игрок. В конце 2019 г., накануне потрясений, капитализация вместе взятых Ford и General Motors не дотягивала до 70 миллиардов, сейчас не намного больше.
Электромобили разрабатывали и германские, и японские производители, просто не спеша, без истерики. Но имея в руках такую совершенную технологию, как американский фондовый рынок, глупо терпеть пустоту в исторически имиджевом для США секторе. Toyota торгуется на NYSE в качестве ADR (депозитарной расписки), она не местная. Tesla на NASDAQ обошла её не заметив, проскочила отсечку 230 миллиардов за один летний месяц, хотя сравнительное присутствие на дорогах и в салонах Tesla и Toyota/Lexus пять лет назад не обнаруживало такого категорического преимущества.
Уже в июле 2020 г. самой дорогой автомобильной компанией мира вновь стала американская компания, как и положено, как и должно быть.