
Инсайдер – лицо, допущенное к информации, скрытой от прочих участников рынка, но способной ключевым образом повлиять на движение акций.
Во-первых, это топ-менеджеры и члены совета директоров компании-эмитента. А также сотрудники, специализирующиеся на подобной информации: например, на расследовании причин катастроф в компании Boeing.
Во-вторых, это инвесторы, владеющие настолько большим пакетом акций, что он позволяет влиять на решения, принимаемые в руководстве: для большинства компаний это 10%, для отдельных гигантов 5%, а для некоторых рынков послабее инсайдерской считается доля 20%.
В-третьих, существует понятие временного инсайдера: это, например, аудитор, проверяющий компанию накануне публикации отчётности; он превращается в инсайдера до того момента, пока отчётность не будет опубликована. Временные инсайдеры появляются при расследовании возможных нарушений, при одобрении или неодобрении разработанных лекарств.
SEC борется с инсайдерскими сделками. Вот очевидная инсайдерская сделка: за день до отчёта трейдер на весь депозит покупает опцион Call на акции некой компании, которой прежде никогда не интересовался, отчёт превосходит прогнозы аналитиков, акции взлетают на 6%, а опцион Call в три раза.
Но не все инсайдерские сделки преступные: топ-менеджеры и владельцы контрольных пакетов тоже ведь имеют право покупать и продавать, однако их покупки и продажи должны быть открытыми, объявленными, так как обязательно повлияют на рынок.
И есть особый вид крупных сделок, чем-то похожий и на инсайдерство, и на маркетмейкерство: это обратный выкуп акций компанией-эмитентом. Обратный выкуп призван свидетельствовать, что дела у такой компании идут чрезвычайно хорошо, акции по мнению руководства будут расти… Ну, или попытка из последних сил поддержать самих себя при обвале.